Информация [3] |
Главная » Статьи » Информация | [ Добавить статью ] |
Дорога к Храму
«Церковь
Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим 3,15). Итак,
что же такое Церковь по своей природе? 1) «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» — из «Пространного христианского Катехизиса» в составлении святителя Филарета (Дроздова). Это определение не отражает мистического содержания природы Церкви: Церковь описана как общественная организация со своим уставом. 2)
Несравнимо более глубокое и сильное определение Церкви
принадлежит крупнейшему религиозному мыслителю XIX
века А.С. Хомякову: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во
множестве разумных творений, покоряющихся благодати».
3)
Существует и такое определение, учитывающее разные стороны бытия Церкви:
«Церковь есть единый мистический организм Тела Христова, актуализированный в
мире как общество людей, соборно (в свободе и любви) приемлющих дары благодати
Божией (Таинства)».
Отметим
еще и то, что православное богословие рассматривает Церковь как явление
двусоставное: Церковь Небесную и Церковь земную. Церковь Небесная — предвечная
идея Церкви, Божий замысел о спасении мира, «Невеста Христова» (5 глава
Послания святого апостола Павла к Ефесянам); Святая, Непорочная и Преславная.
Церковь земная — историческое воплощение Церкви Небесной, в своем эмпирическом
виде установленная Христом среди Его учеников и получившая обетование
существования до скончания веков земной истории: «Я создам Церковь Мою, и врата
ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь земная одухотворяется и освящается
Церковью Небесной, и потому, несмотря на все немощи, ошибки и грехи своих
членов, она неистребимо свята святостью своей Небесной ипостаси. Действие
благодати Божией в Церкви непреложно, ибо сие есть дар и установление Господне:
«…примите Духа Святаго…» (Иоанн.20.22)
Итак,
можно сказать, что практически для нас Церковь — это инструмент действия Бога в
мире, актуализация благодати. Земная Церковь - это
форма, хранящая и дарующая свое небесное содержание.
Форма.…
Представьте себе какой-либо сосуд. Сам по себе он ничего не значит; если в нем
нет воды — жаждущего он не спасет. Но с другой стороны, если воду не во что
поместить — она разольется, растечется и исчезнет, испарится. И потому форма —
да, вторична, но и во вторичности она совершенно необходима.
И
еще форма может рассматриваться как граница (стенка сосуда). А понятие границы
— это очень важно для человека в его религиозных исканиях. Ибо запутаться в
безбрежном море религиозных и псевдорелигиозных течений более чем легко. Не
имея ясных ориентиров — как не ошибиться: где богодарованный путь к Небесному
Отечеству, а где неоновая реклама «религии с черного хода» — лестницы в подвал?
И Церковь в ее жизни, в том числе и в богослужении, есть тот самый данный свыше
ориентир, та ограда, где звучат слова Христа: «Иди за Мною»(Мф.8.22).
Что
еще даруется нам Церковью в ее повседневной жизни?
Церковь
— это лестница на небо. По слову святых отцов, мы странники в этом мире, и
Церковь — наша дорога в мир вышний, горний.
Церковь
— это станция спасения. Это «донорский пункт», где дарует нам Господь Свои
Пречистые Дары, Тело и Кровь Христовы — зародыш вечной жизни в нашем бренном
теле.
Церковь
— это тот жертвенник, на котором мы приносим Господу жертву своей любви.
Подлинная любовь стремится не потреблять, а отдавать. Мало что реального мы
можем преподнести Господу в мире сем. Но, преодолевая вязкость среды и немощь
плоти, мы приходим в храм — и вот брачный пир исполнен. Это дело нашей любви.
Церковь
— это наш «мобилизационный пункт», место, где мы собираем себя. Еженедельное
богослужение, утренние и вечерние молитвы (замечательно названные «правило»!),
посты, праздники — все это извлекает нас из суетливого морока повседневности и
останавливает на грани пропасти в искушениях. Это не дает нам забыть о высших
гранях бытия, чуждых сему плотяному миру.
Церковь
— это единственная реальная сила, противостоящая неумолимому закону распада,
энтропии (Второе начало термодинамики), причем на всех уровнях: от макрокосмоса
(во всех храмах на литургии читается молитва «о вселенной»!) до социумов и
внутреннего мира человека. Принцип устроения Церкви — соборность — глубочайшее
понятие, по сути дела недоступное секулярному миру в его стремлении к
дискретности и минимализму общих интересов. Яркая иллюстрация тому — рожденный
этим миром принцип консенсуса — согласия на минимальных требованиях и
максимальных уступках, в то время как идея соборности включает в себя
благодатную полноту в единстве духа. Таким образом, единство и жизненность
народа, гармоничный мир в душе человека и само существование вселенной — все
это плоды соборности Церкви.
Далее:
Церковь — это великая школа. Школа любви, школа красоты, школа гармонии.
Богослужение есть сокровищница лучших достижений человеческого духа: философия
в ее высшей форме богомыслия, фундаментальные моральные принципы (даже для
«кодекса строителей» ничего лучшего изобрести не сумели!), умозрение в красках
— икона, богослужебное пение, вневременное чудо храмовой архитектуры, гармония
социума в монастырском укладе — все даруется Церковью миру. И хотя мир предпочитает
«свиная мяса паче пищи небесныя» (см. Исход 16), но ищущему дверь отворена,
чертог убран, пир приготовлен: «Вкусите и видите, яко благ Господь!». И даже
самый бесхитростный человек, питающийся от источников таковой школы, уже
обретает мудрость над знаниями — таков народный образ простого и здравого
православного человека из нашего прошлого.
И,
наконец, Церковь — это радость и утешение. Как ни ошибочно сводить значение
Церкви именно к этим функциям (что снисходительно допускают и чем хотят
ограничить ее поле жизни нынешние идеологи), все-таки и недооценивать этой
стороны церковной жизни нельзя. «Радуйтесь!» — многократно повторяемый
евангельский призыв. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас…» (Мф. 11, 28), — призывает Господь. «Всегда радуйтесь. Непрестанно
молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 16–19), — учит апостол Павел. Свойство Церкви
нести радость и утешение настолько очевидно, что нет нужды особо на этом
останавливаться. Скажем только, что той чистоты радости и глубины утешения,
которые живут в Церкви и являются как бы свойствами ее природы (ибо коренятся в
вечном благе) нигде вне Церкви обрести невозможно.
Все
эти свойства Церкви – её неотъемлемые качества и функции. Но
очевидно, что наиболее очевидной и многогранной актуализацией Церкви в мире
есть храмовое богослужение; Церковь являет
себя миру по преимуществу через богослужение.
| |
Категория: Информация | Добавил: admin (22.03.2010) | |
Просмотров: 2172 |